метро Пролетарская
Эмиль Стойчев: Почему на телевидение не приглашают художников, архитекторов и композиторов - они настоящие авторы
Опубликовано: 27.10.2023
Его первую выставку снесли, хотя его работы сравнивали с работами Пикассо
- Господин Стойчев, вы готовите выставку в Болгарии?
- Нет, я здесь не появлюсь. 4 года назад мне пришлось делать выставку в Национальной галерее. Режиссер Ярослава Бубнова запретила мне. И это был скандал. Потому что я пригласил много людей из Болгарии, а также тех, кто живет за границей. Тогда я поклялся, что пока она там, не буду появляться в Болгарии на публике. Она также убрала мою картину с выставки, не имея на это права.
- Вы работали до демократии и во время демократии. Как она повлияла на искусство?
- У художника одно лицо и, несмотря на политическую ситуацию, которая постоянно меняется в зависимости от различных политических и экономических интересов, он идет своим путем. На самом деле я не менялся, потому что не думаю, что это необходимо.
- Иван Яхнаджиев упомянул, что до 1989 года художникам запрещалось рисовать красками не из Советского Союза. Какие еще запреты были тогда?
- Я не буду комментировать своих коллег. Что было нужно - я сделал. У меня есть большой цикл «Фрагменты тоталитарной системы», но я не имею в виду старую систему. А художник занимается сообщениями, он не тот человек, который ежедневно следит за текущими событиями. Я всегда был свободен. Естественно, я заплатил за эту работу, потому что свобода – это прежде всего долг и ее надо завоевать.
- Вашу первую выставку снесли. Почему?
- Это личные дела, личная неприязнь. Я не мог никого винить, потому что мои отец и мать научили меня чему-то очень важному – честности с большой буквы.
- Сколько тогда картин будет представлено на вашей выставке?
- Это была небольшая галерея, где-то 20-25 картин. Это была моя первая выставка, и я не ждала комплиментов.
- Есть ли в вашей семье еще художники?
- Мои прадеды были художниками. Мой отец родился в городе Кукуш, сейчас он находится в Греции. Я что-то чувствую от них. Эта великая традиция каким-то образом витает в моем воображении.
- Вы говорите, что всегда хотели рисовать. А были ли у тебя другие мечты, кроме этой?
- Никогда. Я всегда хотел быть тем, кто я есть, и никогда не хотел быть тем, кем я не являюсь.
- Как вы оказались в Париже?
- Это уже стало банально. Люди знают. Я не 20-летний мальчик, чтобы начинать хвастаться.
«Молитва о дожде», Эмиль Стойчев ФОТО: ГАЛЕРЕЯ «КАВАЛЕ»- Ваше искусство сравнивают с творчеством Пикассо и Гойи.
- Было что-то такое, но что из этого? Каждый волен использовать свою свободу по своему усмотрению. Я человек с твердым характером, и комплименты на меня никогда не действуют.
- Искусство за пределами Болгарии воспринимается по-другому? Легче ли быть художником, вообще художником, за пределами нашей страны?
- Меня удивляет, что в этой маленькой стране более 50 партий. Очевидно, что при таком количестве формирований мы должны процветать. Интересно, почему мы линяем? На искусство и, в частности, на то, что я делаю, эти вещи не влияют. Однако мне кажется, что мы с каждым днем теряем что-то из своего жалкого авторитета. Но не мы, а они.
- Сколько времени вы дольше всего рисовали и работали в студии?
- Иногда я остаюсь там по 10-12 часов с небольшим перерывом. Мне нравится быть в компании своего сюжета. Моя работа подобна моей тени: она следует за мной повсюду. Даже ночью иногда просыпаюсь и вижу, что картинка не работает. Я просыпаюсь в поту и тревоге. Это ремесло невозможно описать словами. Для этой задачи этого не достаточно.
- Вы разочарованы завершением своей картины?
- Каждый день.
- Есть ли тот, кто близок вашему сердцу?
- Нет. Все они мне нравятся. В одну картину я вложил все, на что способен. Потому что это не просто картинка, это послание. Так и мои картины – послания на разные темы.
- Какой почерк у Эмиля Стойчева?
- «Стойчева знают за километр». Старая фраза, я ее уже использовал, но повторю еще раз. Это факт. Есть и другие люди, которых я уважаю и с которыми мы делаем ту же работу – это я и все мои коллеги. Мы пытаемся через искусство сказать, что в стране, помимо кафе и ресторанов, которые есть повсюду, самое главное – это культура. Именно это послание делает нас равными всем другим цивилизациям.
- Мне кажется, в нашей стране культура недостаточно ценится.
- Верно, на меня производит сильное впечатление то, что три важнейших телешоу - "Панорама", "Вне игры" и "День начинается с Георгия Любенова" - не приглашают архитекторов, художников и композиторов. И это люди, которых называют авторами. Они приглашают артистов. Я не против, но мне интересно, почему на телевидении такое негативное отношение.
- Помимо студии, есть ли у тебя еще любимое место, где ты рисуешь?
- Я не пользуюсь пленэром. (В изобразительном искусстве подразумевается живопись под открытым небом, на природе или в городе - б.а). Некоторые люди рисуют на улице, но я предпочитаю быть здесь. Моя студия – это мое место, мои фобии и идеи. Все, что вы можете придумать.
- Что нужно художнику, чтобы действительно хорошо выполнять свою работу?
- Прежде всего, будьте верны себе. Не соблазняться материальным и моральным успехом. Любить своих коллег и быть их приверженцем.
«Автопортрет», Эмиль Стойчев ФОТО: CAVALET GALLERYЭмиль Стойчев родился 26 июня 1935 года в Софии. Работать театральным художником начал в конце 1950-х годов. В 1991 году он уехал в Париж, где живет и работает. Он единственный болгарский художник, представляющий Восточную Европу в каталоге аукционного дома «Друо». В 1990-е годы Жак Ширак, тогдашний мэр Парижа, пригласил его провести выставку во дворце Багатель. С апреля 2010 года он является почетным доктором Национальной академии искусств (НХА), хотя и не окончил ее.